Основы работы в Photoshop

Почему нужно использовать рабочие пространства RGB?


Так что означают эти "странные" понятия – рабочие пространства RGB, которые можно выбирать из списка RGB диалогового окна Color Settings? Это произвольные аппаратно-независимые RGB-пространства.

Некоторые специалисты возражают против употребления термина "аппаратно-независимый" по отношению к пространству RGB, предпочитая обозначать им только чисто синтетические цветовые пространства, основанные на зрительном восприятии, такие как CIE Lab. Однако хотя между этими видами цветового пространства и существуют серьезные различия, к понятиям "аппаратно-зависимый" и "аппаратно-независимый" они не имеют никакого отношения. В конце концов, рабочее пространство RGB редактирования в Photoshop не зависит от капризов каких бы то ни было устройств).

Почему аппаратно-независимое RGB-пространство лучше RGB-пространства монитора? В программах, не использующих системы управления цветом, "рабочее пространство" RGB – это всегда RGB монитора, поскольку эти программы просто передают числа из RGB-файла на ваш монитор. Если вы занимаетесь Web-дизайном или мультимедиа и вам нужно, чтобы отображение на дисплее в Photoshop соответствовало неуправляемым цветам RGB, что используется в большинстве Web-приложений, то имеет смысл использовать в качестве вашего рабочего пространства RGB-пространство монитора. Но почти для всех остальных задач это уже не подходит по ряду причин.

  • Ваш монитор уникален, в большей или меньшей степени отличаясь от любого другого монитора, и если вы не используете аппаратно-независимое рабочее пространство RGB, то ваши изображения отличаются на любой другой машине.
  • Хотя цветовой охват мониторов и шире цветового охвата большинства печатных процессов CMYK, он все же уже, чем охват пленок или высококлассных цифровых камер. Ограничение RGB-пространства цветовым пространством монитора означает, что вы сжимаете цветовой охват исходного файла, а это очень нежелательно, если вы собираетесь готовить изображение для вывода на устройство записи на пленку или на какое-либо другое устройство с более широким цветовым охватом, чем у монитора.
  • Не все отдают себе отчет в том, что большинство мониторов просто не воспроизводит значительную часть печатных цветов CMYK, особенно чисто-голубых оттенков и примыкающих к ним зеленых и синих, а также чисто оранжевых и желтых. Ограничение RGB-цветов изображения охватом монитора означает невозможность воспроизвести все цвета CMYK, которые предлагает печатный процесс.
  • Цветовое пространство монитора неоднородно для зрительного восприятия. Когда вы редактируете изображение в пространстве монитора, изменения с одним и тем же шагом в диалоговом окне Levels (Уровни) или Curves (Кривые), или Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) на одни участки тонового и цветового диапазона влияют больше, а на другие меньше.


Абстрактное рабочее пространство RGB решает все эти проблемы. Вы можете выбрать пространство достаточно обширное, чтобы вместить цветовые охваты всех своих устройств, и визуально однородное, способное обеспечить максимальную гибкость при редактировании.

Почему аппаратно-независимое RGB-пространство лучше RGB-пространства сканера или цифровой камеры? Хотя мы обычно рекомендуем подвергать изображения как можно меньшему числу преобразований из одного цветового пространства в другое, большинстве пространств считывания изображений (с помощью сканера или цифровой камеры) просто не подходят как пространства для редактирования. Лишь некоторые пространства считывания изображений, получаемые например, с цветовой фотокамеры со сканированием и балансом серого могут использоваться как пространства редактирования, но подавляющее большинство пространств считывания изображений не сбалансировано по серому и не однородно по восприятию, что затрудняет их использование для редактирования. И если ваши изображения требуют сколь-нибудь существенного редактирования, вам почти наверняка потребуется их преобразование в однородное по восприятию и сбалансированное по серому рабочее пространство RGB.

А почему бы не использовать просто Lab? Вопрос вполне закономерен. Ведь Lab создано специально как аппаратно-независимое, визуально-равномерное цветовое пространство. Но у Lab есть по меньше мере две особенности, которые делают его далеко не идеальным стандартом в качестве пространства для редактирования.

Прежде всего, если говорить о коррекции цвета, Lab не хватает интуитивности – небольшая регулировка величин a* и b* нередко вызывает значительные и неожиданные изменения. Но еще сложнее с тем, что Lab по определению включает все видимые цвета (оно включает также и множество цветов, которые мы не видим). Когда для представления всего этого разнообразия цветов используются 8 бит на канал, расстояние от одного значения до другого оказывается очень большим – настолько большим, что работать становится неудобно. А поскольку изображения, получаемые на сканере или цифровой камере, наверняка содержат гораздо меньше цветов, чем представляет Lab, файл оказывается загруженным информацией о цветах, которые невозможно ни запечатлеть, ни отобразить, ни напечатать или даже увидеть. Photoshop теперь поддерживает 16-битовые каналы Lab, что решает в значительной мере проблему цветового охвата, – если у вас есть источник для 16-битовых Lab-файлов, но редактирование по-прежнему очень неудобно.


Содержание раздела